Наш телефон:

8-905-966-96-52

8-960-910-28-59

Найдите нас тут
Главная  /  Новости

Новости

Увеличение отказов в работе автокранов в зимний период, как и любой автомобильной техники, естественное событие, и рост числа отказов прямо пропорционален понижению температуры окружающей среды. Прежде всего, это связано с плохой подготовкой техники к зиме. Несоответствие используемых масел по вязкости приводит к резкому повышению трения в цилиндропоршневой группе. Загустевшее от холода масло значительно увеличивает сопротивление вращению стартера. «Слабые» аккумуляторные батареи (АКБ) тем более не в состоянии преодолеть такое сопротивление. Не соответствующее по вязкости масло в ведущих мостах при низких температурах загустевает настолько, что динамическая (или ударная) нагрузка на редуктор моста может привести к разрушению карданного вала.

Топливо, в частности дизельное, также должно соответствовать зимним условиям эксплуатации. Летняя солярка застынет при первых же морозах, причем в баке топливо еще не потеряет текучесть – будет слышно, как оно плещется, а поступление к двигателю прекратится. Причина в том, что топливопроводы и фильтр тонкой очистки топлива забиваются хлопьями выпавшего в осадок парафина.

Работоспособность крановой установки зимой почти на 90% зависит от используемых рабочих жидкостей и смазок, а оставшиеся 10% приходятся на качество уплотнителей (манжеты, кольца, прокладки и т. д.), их способность сохранять свойства при низких температурах.

У автора имеется богатый опыт эксплуатации автокранов «Ивановец» в тяжелых климатических условиях, особенно при пониженных температурах. Они работают в труднодоступных районах России, в Сибири и на Крайнем Севере – за Полярным кругом. Автокраны «Ивановец» в большом количестве монтируют на шасси высокой проходимости, специально предназначенные для работы в тяжелых условиях.

Поскольку мобильный кран – это шасси плюс крановая установка, готовить к зимнему периоду требуется и то, и другое.

Для автокранов российского производства, в том числе марки «Ивановец», для подготовки к зимней эксплуатации требуется:

  • провести сезонное обслуживание, при необходимости заменить эксплуатационные жидкости, чтобы характеристики вязкости масел (в двигателе, коробке передач, мостах), охлаждающей жидкости, жидкости омывателя ветрового стекла, а также масел в механизмах и гидроприводе крановой установки соответствовали температуре окружающей среды в период предполагаемой эксплуатации;
  • проверить работоспособность отопителей кабин шасси и крановой установки, герметичность прилегания и запирания дверей кабин;

Врез по месту

С 2009 г. крановые установки «Ивановец» комплектуют кабиной нового образца. По отзывам владельцев, кабина крановщика получилась достаточно теплой, система обогрева работает отменно. Произведена общая модернизация серийных кранов, в результате которой улучшились эргономика, ремонтопригодность надежность и другие эксплуатационные свойства. В серию модернизированные краны поступят в начале 2010 г.

  • проверить состояние и зарядку АКБ, довести плотность электролита до 1,28…1,29 г/см3, а в районах Крайнего Севера и Сибири – до 1,30 г/см3. Желательно провести контрольно-технический цикл АКБ (разряд-заряд) либо иметь запасные аккумуляторы. Утеплить аккумуляторный отсек;
  • проверить бортовую электропроводку на наличие замыканий, вызывающих утечку тока АКБ.

Шасси. Основным показателем при выборе моторных масел являются его эксплуатационные свойства и определяются международной классификацией API (Американский институт нефти). В этой классификации первая буква индекса определяет назначение масла по типу двигателя. Буква S означает масло для бензиновых двигателей, буква C – для дизельных двигателей. Буквы, следующие за S или C, определяют применимость масла по степени форсирования двигателя. Чем дальше вторая буква от начала алфавита, тем современнее модель, для которой предназначено это масло.

Универсальные масла, предназначенные как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, имеют двойную индексацию, например, SG/CD. Для последних моделей автомобилей с дизельными двигателями рекомендуются масла CF-4 или CG-4. Масла самых последних эксплуатационных групп предназначены для новых моделей, отвечающих современным экологическим требованиям.

Классификация вязкости моторных масел в России определяется по SAE. Под SAE адаптирован отечественный ГОСТ 17479.1–85. Ниже приведена таблица применяемости.

5W-30 От –30 до +20 °С
5W-40 От –30 до +35 °С
5W-50 От –30 до +45 °С
10W-30 От –25 до +30 °С
10W-40 От –25 до +35 °С
10W-50 От –25 до +45 °С
15W-30 От –20 до +35 °С
15W-40 От –20 до +45 °С
15W-50 От –20 до +45 °С
20W-30 От –15 до +40 °С
20W-40 От –15 до +45 °С

Тип масла по вязкости в соответствии с классификацией SAE выбирают в зависимости от предполагаемых в зимнее время температур воздуха, а тип масла по эксплуатационным свойствам (классификация API) определяется заводом-производителем, он указан в сопроводительной документации на шасси.

Трансмиссионные масла предназначены для применения в агрегатах трансмиссии автомобилей, в различных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования. Они также характеризуются классификацией API (область применения) и классом вязкости по SAE или ГОСТ.

Соответствие классов вязкости и групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2–85 

и классификациям SAE J306С и АРI

Класс вязкости по ГОСТ 17479.2–85 Класс вязкости по SAE J306С Группа по ГОСТ 17479.2–85 Группа по АРI
9 75W ТМ-1 GL-1
12 80W/85W ТМ-2 GL-2
18 90 ТМ-3 GL-3
34 140 ТМ-4 GL-4
ТМ-5 GL-5

Смена масел после летнего периода необходима и определяется в руководствах по эксплуатации и сервисных книжках в разделе «Техническое обслуживание». Этот вид обслуживания называется «сезонное техническое обслуживание (СТО) и проводится именно с целью подготовить автотехнику к иному температурному режиму эксплуатации.

Крановые установки. В автокранах часто применяют гидравлические масла всесезонного применения (т. е. расширенного по температурному диапазону), но в зимний период все же рекомендуется заменять их «зимними» маслами. Основные марки «зимних» масел, используемых в автокранах «Ивановец», – ВМГЗ, МГЕ-10А, МГЕ-46В.

В соответствии с ГОСТ 17479.3–85 обозначение отечественных гидравлических масел состоит из букв МГ – минеральное гидравлическое; цифр, характеризующих класс кинематической вязкости; букв, указывающих на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам.

Гидравлические масла по вязкости классифицируются международным стандартом ISO 3448.

По эксплуатационным свойствам гидравлические масла квалифицируются стандартом ISO 6074: масла из минерального сырья объединены в группу Н, которая в свою очередь подразделяется на четыре категории в зависимости от состава масел и основной области их применения.

Шведская классификация SMR относится к гидравлическим маслам с высоким индексом вязкости, в ней учитываются и требования к маслу при низких температурах.

DIN 51524 - общепринятый стандарт для гидравлических масел, однако он не охватывает так полно свойства при низких температурах, как классификация SMR.

Подготовка гидропривода для работы при низких температурах. еред началом выполнения крановых операций при низких температурах окружающей среды гидропривод крана следует прогреть, дав 15-20 мин поработать гидронасосу при минимальных оборотах холостого хода двигателя. После этого, чтобы ускорить прогрев, рекомендуется выполнять подъем-опускание и выдвижение-втягивание секций стрелы без груза. Таким образом доводят температуру рабочей жидкости до +10 °С.

Зимой необходимо следить за состоянием штоков главного цилиндра, не защищенных от попадания грязи и осадков, очищать их от грязи и наледи. Наличие на штоке корки льда может вывести из строя грязесъемники и уплотнения, резкое выполнение крановых операций приводит к местному повышению давления в гидросистеме, а то в свою очередь к появлению течи в трубопроводах и уплотнениях механизмов. Постоянные перепады температуры окружающей среды и механизмов автокрана способствуют появлению конденсата – влаги из воздуха, которая вызывает коррозию и замыкания в электрических соединениях. Возможны отказы в работе электроприборов. Необходимо внимательно следить за тросом на грузовом барабане в момент сматывания, он может не выбираться из-за потери эластичности на морозе. Это приводит к повреждениям троса и механизма грузовой лебедки.

Долговечность гидравлической системы автокранов зависит от того, насколько качественно и регулярно выполняется техническое обслуживание, при этом главным фактором в обеспечении ее бесперебойной работы является регулярная замена масла. Гидравлическое масло в процессе эксплуатации окисляется, загрязняется и теряет эксплуатационные свойства, поэтому опоздание с его заменой может вылиться в очень дорогой ремонт системы, начиная от замены шлангов высокого давления и заканчивая заменой гидравлического насоса.

НЕ НАВРЕДИ

Современный кран имеет много средств защиты и безопасности, которые призваны не допустить эксплуатацию в предельных и экстремальных режимах. Однако неумелые действия крановщика могут нанести вред даже самой современной технике. Вне зависимости от того, какой тип (башенный, автомобильный, гусеничный и др.) или какая модель (по грузоподъемности, проходимости и др.) трудится у вас на строительной площадке, основным критерием оценки работы крана является его безопасная эксплуатация, а основным руководящим документом, определяющим требования к эксплуатации грузоподъемных кранов, – Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения". Эти Правила – непреложный закон для всех организаций, так или иначе связанных в своей деятельности с грузоподъемными кранами.

Независимо от типов и моделей кранов их проектирование выполняется в соответствии с требованиями этих Правил. Современные конструкции кранов уже не позволяют работать «на глазок». Оснащенные микропроцессорными ограничителями грузоподъемности, приборы безопасности защищают кран не только от перегрузов с целью элементарной защиты от опрокидывания крана, но и от разрушения металлоконструкций. Кроме того, для облегчения задач крановщика при работе в ограниченном пространстве такие приборы безопасности заранее могут быть настроены на ограничение рабочей зоны (координатная защита), не допустят работу вблизи линий электропередач, при необходимости блокируя работу механизмов крана. Вся информация о выполняемых операциях (масса груза, высота подъема, вылет, длина стрелы) оперативно выводится на монитор прибора безопасности. Крановщик в состоянии полноценно, в любой момент времени оценить не только возможность выполнения поставленной задачи, но и собственную безопасность, так как висящий над ним груз несколько тонн (а иногда и десятки тонн) заставляет напрягаться.

Но это электроника. Она не может следить за состоянием стальных канатов, наличием подтеканий рабочей жидкости, просадками и рывками в работе гидроцилиндров, состоянием стрелы и ее секций и другими визуальными проявлениями неисправностей крановых механизмов. Здесь требуется опыт, знания и, самое главное – желание следить за техническим состоянием крана.



И вот здесь определяющим является наш российский менталитет. Опыт работы в ремонте и обслуживании, опыт исполнения гарантийных обязательств – а это не только Российская Федерация, но и страны СНГ, дальнее зарубежье – показывает, что 60-70% всех владельцев дорожно-строительной техники эксплуатируют ее по единому для всей России принципу: купил, за полгода круглосуточной эксплуатации отбил стоимость, еще полгода эксплуатации на «убой», и 100%-ная чистая прибыль.

 

Техническое состояние, квалификация водителей-крановщиков – вопрос десятый. Зачастую владельцы компаний или индивидуальные предприниматели, приобретая кран, совершенно не понимают и не оценивают тот факт, что производители кранов давно перестали выпускать технику, не требующую специальных знаний. Например, заводы «Автокран» и «Газпром-кран» одним из основных условий исполнения гарантийных обязательств на свою продукцию выдвигают обязательное обучение будущих крановщиков на базе своих учебных центров по специально разработанным программам. Сегодня крановщик, даже с 20-летним стажем работы на кранах выпуска 90-х годов, просто не сможет работать на новых моделях. Невыполнение краном тех или иных операций истолковывается как неисправность, устранение которой зачастую решается одной кнопкой.

Приведем пример: скорость подъема/опускания и поднимаемая масса груза оказались в два раза ниже паспортной – просто крановщик случайно включил тумблер «режим затяжки крюка» и не понимает, что произошло. Более того, известны факты, когда инструкции по эксплуатации крановых установок и приборов безопасности для сохранности лежат в сейфах механиков или главных инженеров предприятий за десятки километров от крана, а крановщик не знает, какую кнопку нажимать в той или иной ситуации. Для обеспечения безопасной работы крана необходимо несколько слагаемых:

  • наличие исправного прибора безопасности;
  • технически исправное состояние всех механизмов крана;
  • квалифицированный персонал, способный использовать возможности современного крана;
  • соблюдение положений Правил ПБ 10-382-00.

Несоблюдение этих требований при водит к авариям, за которыми иногда стоят человеческие жизни. Каковы же основные ошибки, а порой и умышленные действия крановщиков, приводящие к поломкам крана, аварийным ситуациям, травмам и огромным материальным потерям на восстановление после аварий?

  1. Невведенные или неправильно введенные параметры в ограничитель нагрузки кранов ОНК (режим работы крана, кратность запасовки, опорный контур и т. д.) приводят к несоответствию возможностей автокрана паспортным грузовысотным характеристикам, как следствие – срабатыванию ОНК и возникновению перегрузов там, где их быть не должно. Или наоборот, ОНК позволяет поднимать груз, превышающий допустимый, что вызывает аварийные ситуации.
  2. Необученность крановщика работе с прибором безопасности. Обучение крановщиков проводят специализированные организации, после чего выдается удостоверение крановщика. У кранов приборы безопасности могут слегка различаться, поэтому перед началом работы необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации.
  3. Блокировка ОНК вставкой перемычки на определенные контакты: прибор перестает блокировать работу крана, давая возможность работы с перегрузом, следствием чего является опрокидывание крана, травмирование крановщика.
  4. Забывают (не знают или просто лень) изменять кратность запасовки грузового каната согласно грузовысотным характеристикам. Приводит к тому, что кран либо не поднимает заявленный по паспорту груз, либо срабатывает ОНК, блокируя всю работу, либо кран работает в условиях перегруза.
  5. Попытка телескопирования стрелы с грузом на крюке, превышающим разрешенный для данной операции. В результате не работает операция телескопирования стрелы. Проблема в превышении грузовысотных характеристик.
  6. Проведение сварочных работ на кране без отключения АКБ и основных электронных систем крановой установки и шасси. Выводит из строя приборы безопасности крана, АБС и блок управления ДВС шасси.
  7. Отсутствие технического обслуживания и технического надзора за состоянием крана, отсутствие контроля над уровнем рабочих жидкостей, состоянием и затяжкой основных узлов и механизмов, несвоевременная замена частей и механизмов, подвергшихся износу.
  8. Подъем груза, находясь в неустойчивом положении, или на не выставленном полностью опорном контуре, при сильном порывистом ветре.
  9. Отсутствие организации производства строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ на строительной площадке. Отсутствие проекта производства работ, а также отсутствие в нем работ, выполняемых крановщиком. Отсутствие ограждения рабочей зоны.
  10. Неправильная строповка груза, приводящая к падению грузов и, как следствие, к травмам рабочих.
  11. Блокировка ОНК и отключение МЗОН (модуль защиты от опасного напряжения) в целях выполнения работ вблизи с линией электропередач, приводящие к поражению персонала током. В инструкции к крану описаны методы координатной защиты.
  12. Отсутствие контроля над уровнем горизонта при выполнении погрузочно-разгрузочных работ не позволяет своевременно увидеть просевший гидроцилиндр из-за протечки рабочей жидкости или простого опускания грунта. Это приводит к значительным перераспределениям нагрузок на опорном контуре и металлоконструкции крана. Угол горизонта необходимо контролировать постоянно, как при движении за рулем автомобиля водитель контролирует ситуацию справа, слева, сзади транспортного средства.
  13. Попытки подъема груза на «горизонтальной» стреле значительно уменьшают грузоподъемность и устойчивость крана, что, как правило, в 100% случаев приводит к его опрокидыванию или излому опорных гидроцилиндров.

  14. Резкая работа крановщика по началу/окончанию работы крановой установки, приводящая к серьезным динамическим нагрузкам, раскачиванию груза, повышенному износу основных нагруженных узлов.
  15. «Подтягивание» груза или попытка поднять так называемый мертвый груз (вмерзший, вкопанный, забетонированный и др.), как правило, приводит к излому стрелы или опрокидыванию.

«Специалистам»-крановщикам, которым свойственна эксплуатация в режиме приведенных 15 пунктов, хочется напомнить, что прибор безопасности (ОНК или ростовский прибор безопасности АС-АОГ) никогда не оставит ваши подвиги без внимания. Даже заблокированный прибор, как черный ящик самолета, зафиксирует в своей памяти произведенные изменения. Этот «судья» беспристрастен.